Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписка на рассылку 

 

Фамилия, имя


Email


Телефон



Политика конфиденциальности



Информационные партнеры:

Федеральная газета Российские новостиФедеральная газета Российские новости

Отзывы о проекте 

 
Правительство Тверской областиПравительство Тверской области
Город Вышний ВолочекГород Вышний Волочек
Вышневолоцкий район Тверской обаластиВышневолоцкий район Тверской обаласти
Московская Палата РемеселМосковская Палата Ремесел
 
 
логотип проекта Великий Истоклоготип проекта Великий Исток  Великий Исток  
  официальный сайт  - velistok.ru  

Человечество - для чего оно!

Опубликовано 02.02.2017

источник - s30592398877.mirtesen.ruисточник - s30592398877.mirtesen.ruЯ представляю себе сейчас человека на трибуне одной из столь популярных у нас конференций-дискуссий об идеале, цели жизни, морали...Цель моей жизни – еда, красивая одежда, удовольствия. Но глав­ное – неограниченные материальные блага. Да, да! Вот что главное в жизни, и никто меня не пере­спорит! А как быть не с человеком, а с человече­ством?.. Ведь если иметь в виду все человечество – и прошлое, и нынешнее, то оно трудилось и трудится (живет, существует, вообще действует) ради самопро­корма, только ради еды, одежды и т. п. Так во имя чего, для чего существует человече­ство? Что ж, будем откровенны: сегодня, в двадцатом столетии, – еще во имя равного и неограниченного самопрокорма для всех индивидуумов, и нет в этом ничего зазорного.

Что ж, будем откровенны: сегодня, в двадцатом столетии, – еще во имя равного и неограниченного самопрокорма для всех индивидуумов, и нет в этом ничего зазорного.

Цель ясна, цель высока и священна – это аксиома. Только освобожденный от повседневной борьбы за кусок хлеба, от соперничества с ближними, человек станет хозяином своего положения, подлинным хозяи­ном Земли. Человечество, правда, еще не добилось желаемого, но с точки зрения научной уже совершен­но очевидно, что оно его добьется: это вопрос лишь времени.

А теперь представим себе, что цель достигнута. Достигнут тот идеал. Что же делать дальше?.. Поддерживать самопрокорм на должном уровне – и все?.. Легко сейчас пуститься в этакую идеализацию бытия, сказать, что люди тогда получат свободу для творчества, ничем и никем не ограниченную, что бу­дут они всласть заниматься наукой, искусством и поды­мутся до неслыханных художественных высот, про­никнут бог весть в какие глубинные тайны природы.

Все это верно, но лишь отчасти. Да, будут зани­маться и наукой и искусством. Но что подвигнет их на эти занятия? Высокое самосознание? Высокий уро­вень культуры? Неистребимая в человеке потребность к творчеству, к созиданию?

Итак, имеются ли у человечества высшие цели, не считая имманентных, к которым мы продолжаем пока стремиться? Определено ли человечеству какое-либо назначение в системе природы, предопре­делена ли ему некими неведомыми пока законами особая миссия в природе? Какие, наконец, деяния составят подлинную историю человечества?

Ответить на эти вопросы очень и очень не просто, но для того, чтобы даже предпринять такую попытку, сначала нужно проследить некоторые тенденции в жизни человечества, особенно ярко и определенно проявившиеся в нашем, двадцатом столетии.

Взрыв

В этом разделе речь пойдет о росте народонасе­ления земного шара.

Я пытаюсь припомнить сейчас, что писа­лось у нас о Мальтусе за последние десять-два­дцать лет. Впрочем, вот основной тезис: «закона на­родонаселения».

Вот конкретные цифры. В начале нашей эры насе­ление земного шара составляло около 200-300 мил­лионов человек. К 100-му году оно практически не увеличилось и оценивается примерно в 275 миллионов человек. К 1650 году оно достигло 545 миллионов, в 1800 году – 906, в 1900 – 1608, к 1940 году – 2248, к 1950 – 2517, а в 1964 году равнялось 3260 миллио­нам человек!

Иначе говоря, за последние шестьдесят лет, на которые пришлись две неслыханные по масштабу истребления мировые бойни, – несмотря на это, на­селение земного шара удвоилось за столь короткий срок! В ближайшие двадцать пять лет оно должно вновь удвоиться и к концу нашего века достигнет при­мерно шести миллиардов.

По-моему, тут есть над чем задуматься: за всю миллионно летнюю историю человечества к 1900 году на Земле «накопилось» немногим более полутора миллиардов жителей, а чуть ли не за полвека их стало в два раза больше...

Да, проблема роста народонаселения Земли су­ществует, и сегодня она актуальна, как никогда ранее.

Рассмотрим теперь коротко некоторые тенден­ции в самом процессе увеличения численности лю­дей.

Вплоть до девятнадцатого века прирост населения, то есть разница между рождаемостью и смертностью, составлял десятые доли процента в год. В шестидеся­тых годах XX века население земного шара увеличи­вается ежегодно почти на два процента.

Большинство демографов и социологов, настроенных гуманно и разумно, видят панацею от взрывного увеличения численности людей в повышении прежде всего культурного уров­ня родителей. Особые надежды при этом они возла­гают на изменение общественного положения женщи­ны в развитых странах, где женщины уже отнюдь не сводят свою жизненную миссию к пресловутым трем «К» (Kinder, Kuche, Kirche) и уж по крайней мере только детей и кухни им мало. Активное же включе­ние в общественную деятельность быстро приводит даже самых детолюбивых мамаш к пониманию той очевидной истины, что в наше время мало обеспечить ребенка только едой и одеждой, – нужно еще надеж­но и разносторонне подготовить его к самостоятельной жизни в сложном и требовательном нашем мире, нужно дать ему высокую профессиональную выучку.

Что ж, примем к сведению эти соображения, но согласимся и со следующим: в ближайшие десятиле­тия этого еще не произойдет, и вполне убедительно звучит предположение, что к 2000 году население зем­ного шара вновь удвоится.

Пищевая база человечества

Всякие рассуждения, что людям нечего есть, что они не смогут прокормиться на Земле. В данном случае нет необходимости особенно мудрствовать: просто нужно количественно уточнить нынешние и потенциально возможные пищевые ресурсы, которые находятся или будут находиться в распоряжении человечества. В по­следнее время такого рода соображения и вычисле­ния стали появляться в нашей печати, и я восполь­зуюсь опубликованными и, вероятно, многим извест­ными материалами.

По данным ООН, хотя и неполным, объем сельскохозяйственной про­дукции в мире за 1960-1961 гг. увеличился не более чем на 1%, а прирост населения земного шара составил 1,6%. В районах с наибольшим приростом насе­ления дела обстоят так: «Для удовлетворения потреб­ностей населения на Дальнем Востоке необходимо увеличить продовольствие в 4 раза, на Ближнем Восто­ке в 3 раза, в Африке в 2,5 раза, в Латинской Америке (за исключением Аргентины, Уругвая, Парагвая) почти в 3,5 раза». Короче говоря, «в настоящее время голо­дает от '/з до половины населения всего земного шара».

С научной точки зрения – пока в теории – планетарного масштаба катастрофа не угрожает человечеству, и земной шар может прокор­мить гораздо больше людей, чем сейчас живет на нем. Все дело в самих людях: если они так самоорга­низуются, что придут к справедливому распределению продуктов, то жаловаться на Землю в ближайшее столетие им, наверное, не придется...

А теперь, абстрагируясь от противоречий совре­менных, посмотрим; насколько вообще реальны воз­можности сельского хозяйства.

Вот какие, например, существуют подсчеты. Общая площадь пашен, плантаций и садов на земном шаре достигает сейчас 1400 миллионов гектаров, а лугов – 2600 миллионов гектаров. Представим теперь себе, что площади эти останутся неизменными до 2000 года, но урожайность к этому времени в среднем подни­мется до уровня, уже достигнутого во многих странах мира: 30 центнеров с гектара пашни и 10 центнеров с гектара лугов. Даже при таком минимальном вари­анте общая продукция к 2000 году достигнет 6,8 мил­лиарда тонн в условных зерновых единицах, а этого достаточно, чтобы обеспечить пищей 13,6 миллиарда человек, то есть в два раза больше, чем будет к этому времени обитателей на земном шаре.

«Странные» совпадения

Повторяю, для меня сейчас главное – стреми­тельный рост «организма», увеличение в массе (фи­зической) человечества как явления природного. Но, акцентируя внимание на самом факте роста, мы впол­не можем проследить и «возрастные изменения», происходящие в бурно растущем «организме». И то­гда, между прочим, обнаруживаются странные, на первый взгляд, совпадения.

В двадцатом столетии заканчивается предвари­тельное описание земного шара, создается его точная карта и заканчивается предварительное ознакомле­ние с природой земного шара. Тогда же наука утвер­ждается в понимании того, что окружающая человека природа – это нечто цельное, это биогеносфера, под­чиненная единым законам развития. И в двадцатом столетии разные племена и народы вдруг осознают себя единым человечеством.

Совершается техническая революция – на наших глазах машинное производство заменяется автомати­зированным, мы вступаем в век автоматики.

Двадцатый век – век первых в истории человече­ства мировых войн, век создания оружия массового уничтожения. Едва человечество – в канун вспышки роста – научилось пользоваться электрической энергией, как уже получила атомную, энергию.

Где-то во второй половине девятнадцатого века происходит разделение на работников физического и умственного труда, складывается интеллигенция как особая социальная прослойка.

Как страшный пароксизм человеконенавистниче­ства вспыхивает на Земле фашизм.

Земной шар охватывает процесс урбанизации, воз­никают гигантские городские поселения и даже сверх­гигантские – мегаполисы, в которых концентрируются десятки миллионов людей.

Вообще бесспорно, что в последние столетия про­изошел скачок в эмоциональном развитии человече­ства, который продолжается и поныне.

Во всем мире уже отчетливо обнаруживается тен­денция к увеличению размеров человеческого тела, роста прежде всего. Создается впечатление, что по каким-то причинам среди людей сработал атавистический биологический закон, словно заранее готовящий лю­дей к переходу к более суровым условиям в природ­ной среде.

Также в самых различных районах земного шара намечается тенденция к более раннему половому созреванию как среди девушек, так и среди юношей. Невольно увязывается это и с ускоряющимися тем­пами роста населения, и с достижениями медицины, а само это явление, получившее вместе с увеличением роста название «акселерация», относят к загадкам двадцатого века.

Множится число самоубийств, причем прежде все­го в экономически развитых странах. У значительной части молодежи вдруг модными становятся скепсис, неверие в завтрашний день, раз­личные вариации «выпитого стакана», массовое увле­чение пустячными затеями. Быстро распространяется наркомания. Стремительно развивается химия полимеров, по­степенно заменяющая естественную продукцию искус­ственной.

Сдает некогда незыблемые позиции религия, ухо­дит в прошлое вера в потусторонний мир и т.п.

Эмансипируются, включаются в производственную и общественную жизнь женщины.

Фантастическими темпами развиваются самые раз­личные отрасли науки, но особенно показательно:

  • Øпоявление «звездно-земных» наук, таких, как астробиология, астрогеография, астрогеология, появ­ление геокосмологии, широкой области науки, изу­чающей Землю во взаимодействии с космосом и использующей знания о Земле для изучения кос­моса;
  • Øвозникновение эволюционной антропопсихологии;
  • Øбыстрое развитие футурологии, «науки о буду­щем»;
  • Øосознание во всем мире необходимости наукове­дения, «науки о науке»;
  • Øнаконец, постепенное выявление в общей системе знаний антропономии.

Наступила эра ликвидации неграмотности. С по­мощью дешевых книг, кино, радио, телевидения куль­тура двинулась в самые широкие людские массы.

Лавинообразно нарастает книжный рынок. Еже­дневно в мире появляется не менее тысячи наимено­ваний новых книг (из них более двухсот – советских). Любопытно, что в 1800 году в мире издавалось 100 на­учных журналов, в 1850-м – около 1000, в 1900-м – более 10 тысяч, в 1950-м – примерно 100 тысяч. Если тенденция роста сохранится, то к концу нашего сто­летия на земном шаре будет издаваться что-то около миллиона научных журналов.

Сокращается рабочий день, то есть увеличивается свободное время, что повышает степень освоения индивидуумом – и человечеством в целом – накоп­ленных знаний, степень их использования.

Умы людей захватывает археология, возникшая лишь в прошлом веке, их волнуют судьбы древних ци­вилизаций и малейшие следы их, не уничтоженные вре­менем, – человечеству вдруг потребовалось узнать свою собственную историю со всеми ее сложностями и противоречиями.

Возник и утвердился новый жанр литературы – научно-фантастический. Если обычная литература прежде всего утверждала человеческое в человеке, утверждала человека в его общественном окруже­нии, то наиболее перспективное и прогрессивное на­правление в научной фантастике утверждает уже не человека, а человечество в окружающем мире... Бурно развивается детективный жанр в литературе, в лучших своих образцах учащий логическому мыш­лению.

Наконец, человек вышел в космос.

Случайны ли все эти совпадения?.. Объявить их случайными – проще всего. Неизмеримо труднее по­нять логику исторического развития, приведшую к этим «странным» совпадениям, неизмеримо труднее понять причину этих совпадений, цель, закон, обусловивший их.

Вообще же определенно создается ощущение, что человечество как некое явление природы, как органи­зация, «организм» – и тут совершенно прав В.И.Вер­надский – исподволь готовится к выполнению каких-то новых своих жизненных функций, что какие-то имманентные причины выводят его на неведомые новые рубежи – и поэтому человечество набирается сил, перестраивается, самоорганизуется, подчас мучи­тельно страдая при этом и преодолевая свои страда­ния.

Условия старта. Материальная основа

Еще Циолковский предвидел освоение человеком около­солнечного пространства, сегодня мы убеждены, что оно будет освоено. Но можно ли освоить его, распо­лагая всего тремя миллиардами «человекоединиц»?.. Нет, разумеется, Пожалуй, такого количества людей не хватит и для более скромной и близкой задачи – для управления планетарными процессами на соб­ственном земном шаре, хотя все это, как нетрудно понять, зависит не только от численности человече­ства.

Стало быть, два совершенно очевидных факта – взрывное увеличение численности людской и выход в космос – не случайно соседствуют во времени.

Итак, чтобы человечество вышло в космос, людей нужно «много». Не будем гадать, сколько именно, но – «много», значительно больше, чем их сейчас, во всяком случае.

Как же тогда быть с утверждением социологов и демографов, что с повышением культурного уровня населения земного шара процент прироста посте­пенно сократится до минимума?

Ему просто не следует верить, потому что вывод сделан на основе очень узкого, не охватывающего разных сторон проблемы, анализа. Увеличение чис­ленности человечества – процесс необратимый, и конца ему не предвидится.

Замедление роста численности населения в эконо­мически и культурно развитых странах – явление вре­менное. Несмотря на относительную развитость этих стран, оно вызвано недостатком материальных и куль­турных благ и, о чем я уже говорил, пониманием того, как трудно они достаются. Вот такие, с повышен­ной требовательностью, родители хотят, чтобы их дети пользовались благами цивилизации не только не в меньшей, но в большей степени, чем они сами име­ли возможность пользоваться, и отсюда – осторож­ность, сдержанность... О временности замедления роста населения в развитых странах уже как будто свидетельствует опыт Соединенных Штатов – в по­следние десятилетия там возник демографический процесс, получивший название «бэби бум»; ему сопут­ствует проповедь ранних браков (что соответствует явлению акселерации), большого количества детей (не менее четырех) и т. п.

Рост населения благоприятно влияет в целом и на специальные процессы в том смысле, что объективно требует все более разумной самоорганизации обще­ства землян – множеству требуется больший поря­док, чем единицам; отсюда и распухание различных юридических кодексов.

А теперь обратим внимание на следующее. Если взять для сравнения с нашим временем, скажем, 1000 год нашей эры, то окажется, что:

  • Øпромышленность перестроилась до неузнаваемо­сти, а с эрой автоматики вновь изменится коренным образом;
  • Øсоциальный строй практически повсюду иной; средства транспорта и связи изменились полно­стью;
  • Øосновные источники энергии – иные;
  • Øкультура – иная;
  • Øтип одежды – иной;
  • Øтип жилищ в городах – иной;
  • Øсельское хозяйство – добывание пищи – в основе своей осталось прежним: методы обработки земли за последние десятилетия усовершенствовались, но разница между лошадиным и тракторным плугом, в кон­це концов, не принципиальная.

Я не собираюсь отказываться от того, что выше писал о пищевых ресурсах человечества. Повторяю, при разумном ведении всечеловеческих дел земной шар может прокормить нас, быть может, не одно сто­летие, но возможности, в конечном счете, не беспре­дельны.

Одним из важнейших переломных моментов в исто­рии человечества явится переход от использова­ния продуктов природы к сотворению их искус­ственно. О колоссальном значении этого процесса еще в 1925 году писал В.И.Вернадский в статье «Автотрофность человечества». «Что означал бы по­добный (химический. – И. 3.) синтез пищи в жизни людей и в жизни биосферы? – спрашивал он и отве­чал так: – Его создание освободило бы человека от его зависимости от другого живого вещества. Из су­щества социально гетеротрофного он сделался бы существом социально автотрофным».

Собственно говоря, сугубо земных естественных ресурсов хватит, видимо, лишь для самого начала кос­мического старта человечества (не человека!), и по множеству причин не обойтись человеку без синтети­ческой продукции в космосе, без овладения, в част­ности, процессом фотосинтеза; в космос должно выйти автотрофное существо, по терминологии В.И.Вер­надского.

<…>


Миссия

Все, что сейчас происходит с человечеством, под­водит его вплотную к выполнению действительно только ему присущей и предназначенной миссии – к управлению природными процессами сначала на земном шаре, а потом и в околосолнечном пространстве. По-моему, только приняв это положение, можно понять и объяснить те «странные» совпадения, те бурные изме­нения буквально всех сторон жизни, которые происхо­дили и происходят в XX веке. Человечество – это не только природа, сама себя познающая, как мы при­выкли считать, но и сама собою управляющая при­рода. Разумная жизнь как высшая сила противопостав­лена низменным законам природы. Естественно, она их не отменяет, но она их использует, она их органи­зует и направляет. Мы, человечество, не случайны, мы нужны природе для дела. Вероятно, во Вселенной существуют разные формы самопознания и само­управления, но в солнечной системе возникла вот та­кая – человечество. А космические базы – это лишь базы нашего управления природой.

Человечество – это орган природы, ею же созданный для управления сти­хийными силами.

Выполнение человечеством его миссии предполагает в общем-то совершенно иной уровень и самосознания и внутренней культуры. До этого еще далековато.

Но и отсутствие поиска, элементарное незнание – тоже не выход из положения, и к бездумью совре­менный человек вернуться уже не сможет. Значит, надо искать, значит, надо думать, и объективные за­кономерности когда-нибудь подведут человечество к переходу в новое качество, к резкому психологи­ческому и общекультурному скачку, в самом начале которого мы сейчас находимся. Во всяком случае, небесполезно уже теперь знать, что подлинная исто­рия человечества, к которой столь долго и мучитель­но оно пробивалось, будет и величественной и захва­тывающе интересной, небесполезно знать, что не на­прасно принесены и приносятся жертвы...

Автор: И.М.Забеин, источник - http://sfera-razuma.ru

    

    
Рейтинг@Mail.ru

Общественный многофункциональный инфраструктурный деловой проект экосоциума ОМИДПЭ "Великий Исток"