Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписка на рассылку 

 

Фамилия, имя


Email


Телефон



Политика конфиденциальности



Информационные партнеры:

Федеральная газета Российские новостиФедеральная газета Российские новости

Отзывы о проекте 

 
Правительство Тверской областиПравительство Тверской области
Город Вышний ВолочекГород Вышний Волочек
Вышневолоцкий район Тверской обаластиВышневолоцкий район Тверской обаласти
Московская Палата РемеселМосковская Палата Ремесел
 
 
логотип проекта Великий Истоклоготип проекта Великий Исток  Великий Исток  
  официальный сайт  - velistok.ru  

Вопросы истории, науки и проблемы военной стратегии

Опубликовано 02.02.2017

Источник - My-shop.ruИсточник - My-shop.ruВ настоящее время, когда хотят привести наиболее весомые аргументы, принято ссылаться на «научные рекомендации». Но в чем критерий научности? В качестве признака, который отличает научную рекомендацию или позицию, можно рассматривать наличие ЗАКОНОВ. Так, после открытия законов Ньютона, приобрела статус науки группа физико-математических дисциплин. О чем бы ни шла речь, о каком бы предмете научного анализа мы не пытались говорить, наш первый вопрос представителю любой науки есть вопрос о ЗАКОНАХ, которые действуют в данной предметной области. Есть ЗАКОНЫ – мы вступаем в научное обсуждение, нет ЗАКОНОВ – мы не вступаем в научную дискуссию.

Типы законов природы.
Законы сохранения и законы развития

Проще всего провести классификацию законов природы на базе использования категориальной пары «ПОСТОЯННОЕ – ПЕРЕМЕННОЕ». То есть применительно к решаемой нами проблеме речь должна идти о ЗАКОНАХ СОХРАНЕНИЯ и ЗАКОНАХ ИЗМЕНЕНИЯ (РАЗВИТИЯ). В первой группе законов мы утверждаем, что некоторая величина (с определенным именем) остается БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, или СОХРАНЯЕТСЯ. Во второй группе законов мы высказываем отрицание СОХРАНЕНИЯ и говорим об ИЗМЕНЕНИИ некоторой величины (с определенным именем) и указываем НАПРАВЛЕНИЕ этого изменения. Это означает, что мы утверждаем существование некоторой величины, которая с ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ либо увеличивается, либо уменьшается. Что же касается «законов», которые нам известны из юридической практики, то они содержат «пожелания» о допустимости или недопустимости некоторых действий в явлениях общественной жизни. Такие «пожелания» сами изменяются с ходом исторического развития, и научный анализ этого явления должен показать причины изменения этих пожеланий.

Обыденное сознание, которому ничего не известно о диалектической логике, весьма охотно признает, что если какая-либо величина есть ПОСТОЯННАЯ, то она не может быть ПЕРЕМЕННОЙ, или ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ. Между тем еще И.Кант заметил, что ЛЮБОМУ утверждению противостоит его отрицание и всегда существуют полностью равноправные ДОКАЗАТЕЛЬСТВА как самого утверждения, так и его отрицания. Это положение И.Канта и было продемонстрировано Н.И.Лобачевским при создании неевклидовой геометрии.

Если обыденное сознание легко принимает положение, что

«ПОСТОЯННОЕ» не есть «ПЕРЕМЕННОЕ» или

«ПЕРЕМЕННОЕ» не есть «ПОСТОЯННОЕ»,

то отрицание этого положения воспринимается с большим трудом. Рассмотрим отрицание высказанного положения:

«ПОСТОЯННОЕ» есть «ПЕРЕМЕННОЕ» или
«ПЕРЕМЕННОЕ» есть «ПОСТОЯННОЕ».

Для того чтобы постоянное было АБСОЛЮТНЫМ, необходима именно АБСОЛЮТНАЯ независимость некоторой постоянной величины от ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ХОДА ВРЕМЕНИ!

Этому требованию удовлетворяет лишь мир идеальных геометрических образов, существующих в МАТЕМАТИКЕ. Им нет места в окружающем нас мире. Простой вопрос о траектории планетной орбиты ставит нас перед дилеммой: является ли эллипс планетной орбиты АБСОЛЮТНЫМ? Принятие этой гипотезы поставит нас в условия такого фантастического мира, который не имеет ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ! Между тем, уже простой эмпирический факт наличия солнечного излучения демонстрирует изменение массы Солнца на 4 миллиона тонн в секунду, что должно изменять положение планетных орбит. Здесь мы и подходим к фикции «СОХРАНЕНИЯ» или «ПОСТОЯНСТВА» любых физических величин. Практический вывод звучит парадоксально: НЕТ ПОСТОЯННЫХ ВЕЛИЧИН, а, следовательно, и НЕТ ЗАКОНОВ СОХРАНЕНИЯ, которыми по праву гордится математическая физика. Существует ПОЧТИ-СОХРАНЕНИЕ, которое можно отождествлять с ПОЧТИ-ПЕРИОДИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ.

Проведенное рассмотрение делает нас более внимательными при анализе ЛЮБЫХ физико-математических построений. Мы можем выделять в ЛЮБОЙ величине ее относительно ПОСТОЯННУЮ и ее относительно ПЕРЕМЕННУЮ компоненту. Классическое физико-математическое мышление чаще всего фиксирует свое внимание на СОХРАНЯЮЩИХСЯ величинах, что и соответствует классическому представлению о ЗАКОНЕ: закон – это то, что сохраняется при видимости изменения.

С другой стороны, более полутораста лет тому назад в физике был сформулирован закон, утверждающий «необратимость» хода действительного ВРЕМЕНИ. Указанный закон гласит: существует некоторая величина (называемая энтропией), которая изменяется только в сторону УВЕЛИЧЕНИЯ своего численного значения. Этот тип закона никак не может быть отнесен к классическим законам сохранения: здесь мы встречаем первый намек на наличие законов, которые утверждают СОХРАНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ. С появлением подобного физического закона в физико-математическое описание действительности начинает входить ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ. Очевидно, что исторический процесс также не может выражаться ТОЛЬКО законом сохранения, а должен содержать и указание на наличие «исторической тенденции».

Закон исторического развития человечества

Ключевой вопрос, без решения которого невозможно вести плодотворное обсуждение путей нашего общественного развития, можно поставить так: «Существует ли объективный закон исторического развития человечества?». На него возможны ДВА, и только ДВА ответа: «да» или «нет».

Если никакого объективного закона исторического развития человечества не существует, то, значит, все точки зрения на пути будущего развития равноправны и в этом споре ни одной из них нельзя отдать предпочтения. Иное дело, если мы признаем существование объективного закона исторического развития. В этом случае можем сопоставлять степени соответствия конкретных решений конкретных людей этому закону, то есть оценивать их ОБЪЕКТИВНО.

В современной науке известны два вида законов: законы СОХРАНЕНИЯ и законы, выражающие СОХРАНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ. Первый вид представлен широко известными физическими законами сохранения. Второй – прямо относится к историческим процессам. Имеется в виду объективный закон исторического развития человечества. Мы знаем различные его формулировки:

  • - закон экономии времени;
  • - закон роста производительности труда;
  • - закон возвышения потребностей.

Во всех этих трех формулировках мы имеем дело с одним и тем же законом, но довольно часто встречается его АБСТРАКТНОЕ понимание, которое лишает закон возможности его КОНКРЕТНОГО применения. Такого рода явление весьма распространено в науке вообще: все знают, что есть закон сохранения энергии, но не все умеют им пользоваться в решении конкретных проблем. Подобным образом обстоит дело и с законом исторического развития. Почти все знают о его существовании, но далеко не все умеют его использовать при решении практических проблем, которые в различных областях нашей общественной жизни имеют различный вид. Рассмотрим все три приведенные формулировки объективного закона исторического развития и попробуем установить единство закона, являющего себя в многообразии различных приложений.

Закон экономии времени

Закон экономии времени не может относиться к понятию «астрономическое время»: мы не можем увеличить или уменьшить скорость вращения Земли или скорость обращения Земли вокруг Солнца. Это означает, что если речь идет об экономии времени, то предметом экономии является не астрономическое время, а какое-то другое «время». Действительно, закон экономии времени говорит об исторической тенденции сокращения ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМОГО времени на удовлетворение ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ общественной потребности.

Для получения КОЛИЧЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ времени на удовлетворение всякой потребности в естественных науках существует прием «нормирования на ЕДИНИЦУ». Примем в качестве «ЕДИНИЦЫ» количество жителей в 1 миллион, а в качестве «ЕДИНИЦЫ» времени – 1 год. Этот один миллион жителей в интервале времени, равном одному году, располагает бюджетом «СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ» в количестве 8 миллиардов 760 миллионов человеко-часов в год. Хотя эта цифра и трудна для запоминания, ее следует всегда иметь в виду. Если это количество социального времени мы примем за «ЕДИНИЦУ», то любые виды расхода социального времени на удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей всегда будут выражаться ДОЛЕЙ от ЕДИНИЦЫ. Не менее очевидно, что сумма долей во все времена остается равной единице, а по ходу исторического развития доли могут изменяться лишь количественно.

Полный бюджет социального времени делится на две части, сумма которых всегда равна единице (но сами доли могут изменяться), на НЕОБХОДИМОЕ социальное время и СВОБОДНОЕ социальное время.

Полное социальное время = необходимое + свободное, где необходимое и свободное время выражаются в долях от единицы.

НЕОБХОДИМЫМ социальным временем мы будем называть такую часть полного бюджета социального времени, которую общество расходовало, расходует и будет расходовать на ВОССТАНОВЛЕНИЕ того, что само АСТРОНОМИЧЕСКОЕ время РАЗРУШАЕТ. Мы знаем, что все предметы окружающего нас мира «изнашиваются», то есть постепенно разрушаются с течением времени. Постепенно разрушается и наш организм – он «стареет»... Это приводит к тому, что простое «СОХРАНЕНИЕ» или простое воспроизводство обществом самого себя всегда требовало, требует и будет требовать расхода социального времени на свое простое «ВОСПРОИЗВОДСТВО». Вот это-то социальное время, НЕОБХОДИМОЕ для простого воспроизводства, и называется НЕОБХОДИМЫМ социальным временем.

С другой стороны, совершенно очевидно, что во все исторические времена был, есть и будет избыток социального времени над временем простого воспроизводства. Вот этот «излишек» мы и называем СВОБОДНЫМ социальным временем. Этим временем общество может распоряжаться по «своему произволу».

Даже небольшое наблюдение за ходом истории показывает нам, что ГРАНИЦА между необходимым и свободным временем постоянно перемещается в пользу СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. Закон экономии времени гласит: доля необходимого времени по ходу исторического развития уменьшается, а доля свободного времени столь же закономерно увеличивается. Это перемещение может осуществляться стихийно (например, под влиянием товарно-денежных отношений), а может быть УПРАВЛЯЕМЫМ общественным предвидением. В настоящее время мы находимся на том рубеже, когда совершается переход от стихийного развития общества к сознательному управлению людьми своей будущей историей. Происходит становление «инженеров истории».

Таким образом, закон ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ и есть тот закон, который прокладывает свой путь через хаос кажущихся блужданий, сокращая (экономя) общественно необходимое время и увеличивая долю свободного времени. Именно этим путем совершается скачек из царства необходимости в царство свободы.

При конкретном анализе сложившейся ситуации легко заметить, что не все потребности, количество которых возрастает по ходу исторического развития, могут быть удовлетворены в данный момент времени, в данную историческую эпоху. На удовлетворение каждой потребности – как общественной, так и индивидуальной – общество вынуждено расходовать ВРЕМЯ. Этот расход «рабочего времени» на удовлетворение той или иной потребности имеет тенденцию к уменьшению. Сам факт сокращения этого общественно необходимого времени на удовлетворение одной и той же потребности легко обнаружить при рассмотрении времени, необходимого для удовлетворения потребности в ПИТАНИИ. Совершенно очевидно, что потребность в питании относится к числу НЕИСЧЕЗАЮЩИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ – она была вчера, есть сегодня и будет завтра.

Теперь мы должны определить, сколько своего «социального» времени расходует миллион жителей на удовлетворение потребности в ПИТАНИИ? Что эти люди ДЕЛАЮТ практически, чтобы расход «социального» времени на удовлетворение этой потребности стал меньше? Если такое сокращение затрат «социального» времени имеет место по ходу исторического развития, то результатом этого сокращения необходимого времени является образование «свободного» времени, которое люди могут расходовать на удовлетворение новых потребностей. (Здесь лежит ключ к другой форме этого же закона – закона возвышения потребностей, о чем мы будем говорить в другом месте).

Конкретный ответ на поставленный вопрос требует рассмотреть полный расход времени не только на сельскохозяйственные работы, но и на перевозку, хранение, переработку, распределение продуктов и приготовление в каждой семье завтрака, обеда и ужина. Только полный учет всех общественно необходимых затрат на удовлетворение потребности в питании (включая и само время приема пищи!), характеризует понятие общественно необходимого ВРЕМЕНИ на удовлетворение потребности в питании.

Совершенно аналогичное рассмотрение может быть проведено и в отношении других неисчезающих потребностей: в обуви, одежде, жилье и т.д.

Все обсужденные выше потребности суть расход нашего социального времени на простое воспроизводство человеческой личности.

Подобного рода расход нашего социального времени необходим и на восстановление износа всех видов машин, механизмов и технологических процессов.

Закон роста производительности труда

Наряду с тенденцией сокращения общественно необходимого времени существует и тенденция прямо противоположная – к увеличению необходимого времени. Ее порождает рост количества потребностей, удовлетворение которых входит в понятие общественно необходимого времени. Раньше всеобщая грамотность не была предметом простого воспроизводства. Позднее период обучения в средней школе стал рассматриваться как необходимое время простого воспроизводства достигнутого культурного уровня населения. Однако, несмотря на рост количества потребностей, входящих в состав необходимого времени, выпуск продукции в единицу времени не уменьшается. Почему это происходит?

Ответ прост: имеет место непрерывный рост производительности труда – другая форма проявления закона экономии времени. С ростом производительности труда сокращается необходимое социальное время на удовлетворение одной и той же потребности.

Этот рост производительности труда осуществляется за счет:

  • - роста энерговооруженности труда;
  • - роста коэффициента полезного действия машин, механизмов и технологических процессов;
  • - роста СОЦИАЛЬНОГО коэффициента полезного действия, который показывает ту часть выпускаемой продукции, которая действительно превратилась в удовлетворяемую потребность.

Социальный коэффициент полезного действия и есть коэффициент «качества ПЛАНА». Плановая экономика – это система общественного производства, где исключается выпуск никому ненужной продукции. Типичным примером «дефектов» планирования являются товарные запасы, не имеющие потребителя. На их выпуск израсходовано социальное время, материалы и энергия, а они не удовлетворяют никакой общественной потребности. Увеличение всех трех перечисленных факторов ИНТЕНСИФИКАЦИИ осуществляется за счет ИДЕЙ, которые появляются в головах людей и ориентированы на рост производительности труда в системе общественного производства. Процесс генерации этих идей, за счет которых и экономия необходимого времени, и рост производительности труда, является весьма специфическим процессом всеобщего труда – труда как ТВОРЧЕСТВА. Последний вид деятельности, как вид ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, уже не является «трудом» в классическом смысле – он является «самодеятельностью».

Закон возвышения потребностей

Начальные ростки «самодеятельности», то есть творческого участия в историческом развитии общества, предполагает наличие большого количества свободного времени, которое можно рассматривать как НЕОБХОДИМОЕ в новом смысле: как время, которое является НЕОБХОДИМЫМ не ради простого воспроизводства, а НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ, для формирования всесторонне развитой творческой личности. Этот процесс еще только намечается, но с дальнейшим ходом исторического развития будет охватывать все большую и большую часть населения нашей планеты.

Закон возвышения потребностей наглядно раскрывается в процессе эволюции эталона Личности. Если на ранних ступенях исторического развития «сильная Личность» понималась буквально: как обладающая большой физической силой (своеобразный «культ Силы»), то впоследствии под «сильной Личностью» стали понимать богача. Этот идеал эпохи товарно-денежных отношений, когда власть смещается к финансовому капиталу и демонстрируется обилие ВЕЩНОГО БОГАТСТВА. Обладание вещами есть проявление этого вещного богатства. Рост транснациональных корпораций в наши дни порождает новый тип «сильной Личности»: менеджера-технократа.

Но уже давно было замечено, что существует еще и «духовная власть» – своеобразная власть над «душами людей». Формы религиозного сознания суть первый зародыш «духовных потребностей», СТАНОВЯЩИХСЯ по ходу исторического развития. Власть произведений искусства, философии и науки над душами людей оказывается новой сферой эталона «сильной Личности». Человечество начинает движение из «мира вещей» в «мир духовных ценностей». И мы находимся в начале этого пути.

Бюджет социального времени как объект общественного контроля

Не преследуя цели дать исчерпывающее изложение системы общественного контроля за использованием всего социального времени, мы хотим обратить внимание на саму возможность такого контроля.

В настоящее время в нашей стране на один миллион жителей имеется 400 тысяч работающих, а рабочий год одного человека составляет 2 тысячи человеко-часов или 250 человеко-дней, общий бюджет рабочего времени на один миллион жителей составляет 100 миллионов человеко-дней. Эти 100 миллионов человеко-дней мы и используем на удовлетворение всех наших общественных и индивидуальных потребностей. Этот полный бюджет рабочего времени расчленяется на две части:

  • - на простое воспроизводство машин и механизмов, зданий, сооружений, человеческой личности;
  • - на развитие техники и человеческой личности.

 

Мы должны рассмотреть некую систему «неисчезающих потребностей», удовлетворение которых БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ необходимо в любое время. Сразу же отметим, чтобы не путать причины и следствия, что подлинной целью общественного производства всегда было, есть и будет производство человеческой Личности. Это означает, что каждая удовлетворяемая человеческая потребность формирует ту или иную особенность, ту или иную сторону Личности. При такой постановке вопроса каждый предмет потребления есть «ОРУДИЕ» производства человеческой Личности.

Исходя из человека, как «меры всех вещей», и следует рассматривать «полный жизненный цикл» Личности от момента формирования семьи и рождения ребенка до момента «ухода в мир иной». Нормировка бюджета социального времени на один миллион жителей и позволяет рассмотреть ВСЕ ПОТРЕБНОСТИ, двигаясь шаг за шагом по возрастному составу:

  • - что необходимо иметь для гинекологических консультаций, имея в виду среднее число беременных женщин на миллион жителей (здесь надо отметить, что миллион жителей живет «на полном хозяйственном расчете» и за удовлетворение каждой потребности «платит» из своего бюджета социального времени);
  • - что необходимо иметь для обслуживания всех рожениц в родильных домах (с учетом числа рождений в год). Например, в городе Москве это число составляло 18 000 в год на миллион жителей. Здесь можно ввести «вторичную нормировку»: рассматривать потребность в родильных домах и оборудовании на 10 тысяч рождений в год. Если число рождающихся отлично от 10 тысяч, то можно пересчитать потребности на любое число рождений;
  • - что необходимо иметь для детей до одного года в семьях или детских яслях...

 

Двигаясь таким образом год за годом, мы сможем сформулировать требования к постройке «ДОМА ДЛЯ ЛЮДЕЙ XXI ВЕКА». Знакомство каждого члена общества с проектом дома XXI века сразу выявит не разрозненные мнения отдельных людей, а общий комплекс проблем, которые должно решать Человечество по мере своего исторического развития. Мы ни разу не апеллировали к денежным знакам, которые играют роль в переливе рабочего времени из одной части бюджета социального времени в другую. Там, где денежное вознаграждение выше, там есть потребность в притоке рабочей силы из областей, где малое денежное вознаграждение есть общественный факт малой значимости для общества тех или иных видов деятельности.

Проведя рассмотрение год за годом в индивидуальном развитии, мы можем рассмотреть и другой разрез того же самого бюджета социального времени. У нас появляется желание выяснить вопрос о количестве рабочего времени, которое необходимо для удовлетворения людей всех возрастных групп в ПИТАНИИ. Как уже отмечалось, сюда входит и изготовление машин и механизмов для производства продуктов питания, для перерабатывающих предприятий, для приготовления и для приема пищи.

Второй неисчезающей потребностью, кроме питания, является потребность в защите, как индивидуальной, так и коллективной, от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Сюда входит как одежда и обувь, так и здания и сооружения для коллективной защиты. Сюда же относятся и санитарно-гигиенические мероприятия и «охрана окружающей среды».

Не следует думать, что данный подход упал на нас с неба... Автор статьи принимал участие в разработке систем жизнеобеспечения для целей космической медицины. Уже почти четверть века тому назад нам казалось, что этот опыт мы сможем использовать для разработки полной системы жизнеобеспечения людей на Земле. В силу большой специализации и полной изолированности друг от друга ученых различных предметных областей данный замысел до сих пор не реализован. Но мы убеждены: эта работа является необходимой для Человечества, и, когда потребность в ней будет осознана, она будет проделана.

В данной статье мы преследовали лишь одну цель, показать, что эта задача может быть решена, только если мы УМЕЕМ формировать и следить за реализацией ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ. Этого УМЕНИЯ нам пока и не достает. Автор, являясь главным конструктором систем «СПУТНИК-СКАЛАР», предназначенных для управления подобными проектами, считает возможным их использования для СОЗНАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАШЕГО ОБЩЕГО БУДУЩЕГО в условиях глобальных вызовов и угроз.

Некоторые проблемы современной военной стратегии

Английский военный теоретик Б.Лиддел Гарт, который более 25 лет был военным редактором Британской энциклопедии, опубликовал серию книг по вопросам современной военной стратегии. В своей работе «Стратегия непрямых действий» он пытался сформулировать некоторые теоретические положения. В силу того факта, что различные социальные системы стали рассматриваться в историческом плане, как «социальные организмы», т.е. как системы со своим «рождением», «ростом», «старением» и «смертью», оказалось возможным проблемы стратегии рассматривать как проблемы борьбы «социальных организмов». Эта точка зрения на борьбу социальных систем как на борьбу «социальных организмов» не является точкой зрения Лиддел Гарта, но представляет интерес как точка зрения, где находят свое естественное место все исторические проблемы развития военного искусства.

Используемая нами аналогия между живым организмом и «социальным организмом» позволяет выделить некоторые проблемы стратегии как специфические методы поражения любого живого организма. Мы разделим виды поражения организма на четыре класса, которые обладают достаточной наглядностью, так как могут наблюдаться на любом экземпляре живого организма.

  1. Физическое разрушение «тела» живого организма (нож, копье, пуля, снаряд и т.д.).
  2. Нарушение «питания» тела живого организма (лишение продуктов питания).
  3. Поражение «нервной системы» живого организма (удар в «солнечное сплетение» и подобные точки).
  4. Поражение «центральной нервной системы» живого организма («психотропные яды» типа ЛСД, закиси азота и др., вызывающие неадекватную реакцию организма как целого).Существует также четыре класса оружия, ориентированные на поражение «социального организма».
  1. Совокупность средств разрушения «экономического тела» социального организма от обычных до термоядерных бомбардировок.
  2. Нарушение коммуникаций (как питания организма, так и питания систем оружия, нарушение «питания» связыванием гемоглобина в виде таких веществ как хлор, синильная кислота и т.д.).
  3. Разрушение линий связи, которое приводит к нарушению взаимодействия между подразделениями.
  4. В истории военного искусства этот вид действий по «дезинформации» проще всего иллюстрируется выставлением «ложных целей» (ложный аэродром, ложная артиллерийская или ракетная установка и др.).

Разработка систем специального математического обеспечения управления и была ориентирована на эту историческую тенденцию, т.е. на увеличение роли в современной стратегии систем оружия третьего и четвертого типа. Высокая автономность современного атомного подводного флота ясно демонстрирует сложность решения проблем борьбы оружием первого и второго класса и выдвигает на первый план системы противодействия третьего и четвертого класса.

С другой стороны, для получения математического описания как систем оружия, так и систем управления вооруженными силами, требуется введение объективных измеряемых величин. Интуитивно понимаемый успех в вооруженной борьбе всегда имеет вид изменения соотношения сил у участвующих сторон. Это же изменение соотношения сил имеет место и в экономической борьбе, которую ведут две основные социальные системы.

Опираясь на исторический опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., можно заметить, что и в настоящее время, более чем когда-либо, мы нуждаемся в разработке комплекса машинных информационных систем, которые позволяют оценивать конкретные решения по их влиянию на исход борьбы.

Не исключено, что использование систем оружия четвертого класса против нашей страны может иметь вид «псевдонаучной рекомендации», что такого комплекса машинных информационных систем вообще создать «невозможно». Достаточно принять это положение, как наша страна обрекает себя на пассивное ожидание «исхода борьбы», лишаясь возможности активного противодействия нашему противнику. Сама система специального математического обеспечения управления и ориентирована на решение указанной проблемы, т.е. она позволяет оценивать влияние принимаемых решений на исход борьбы двух систем и, в то же время, в состоянии генерировать «ложные цели» для наших вероятных противников.

Проведенное выше рассмотрение, использующее аналогию между живым организмом и «социальным организмом» ориентирует нас на весьма специфическую форму рассмотрения проблем борьбы социальных систем. Ее можно было бы назвать «медицинской этикой». Поскольку подобное рассмотрение должно приводить к определенным решениям, то для нас, как и для врачей, справедливо медицинское правило: «Не навреди!». Это правило указывает, что медицинское «вмешательство» в жизнь организма допустимо только тогда, когда «невмешательство» наносит больший ущерб здоровью, чем самый неблагоприятный исход медицинского «вмешательства». Поскольку задачей врача является устранение причин, которые предопределяют наступление смерти живого организма, то наша задача ставится в той же форме: что должно быть сделано для сохранения здоровья нашего социального организма.

Если современная медицина имеет весьма развитую область научной диагностики различных видов болезней и весьма богатый арсенал средств лечения, то по отношению к «здоровью социального организма» мы пока не имеем соответствующей теории. Элементы этой теории и образуют современный взгляд на военную стратегию, в которой рассматривают не только явное разрушение социально-экономического тела, но и поражение высших функций социального организма.

Это краткое введение в проблематику современной военной стратегии должно дать возможность читателю почувствовать новую форму изложения хорошо известных, но часто забываемых истин, которые выработало человечество за свою долгую и далеко не бескровную историю. Заметим, что такое явление как «наемный труд» появилось в армии на тысячу лет ранее, чем появился наемный труд в гражданском обществе.

Характер медицинской логики – «от конца к началу»

Существует два способа «лечения» человека: один из них, называемый «фельдшеризмом» и отвергаемый современной медициной, состоит в «симптоматическом лечении». Выглядит это так. У человека болит голова. Не выясняя причин возникновения головной боли, т.е. причин, которые приводят к наблюдаемому нарушению, дают тот или иной «порошок от головной боли». В рамках социальных организмов это означает немедленное устранение некоторого отрицательного явления без анализа причин его возникновения. Причина нарушения остается не выявленной, а предложенный «рецепт» не эффективен.

Другой способ состоит в установлении причины болезни и в устранении этой, иногда довольно глубоко скрытой, причины.

В острых случаях, т.е. тогда, когда организм стоит перед угрозой смерти, что соответствует состоянию вооруженной борьбы в социальных системах, логика врача приобретает ярко выраженную форму. Врач пытается установить:

  1. момент времени, когда при отсутствии вмешательства должна наступить смерть пациента;
  2. причину, которая предопределяет этот момент.

После выполнения этой работы врачом мы получаем то правило, которым руководствуется врач: если он не вмешивается, то смерть пациента наступит в определенный момент времени. Есть ли какое-нибудь средство, которое может воздействовать на причину, чтобы ожидаемый момент смерти отодвинуть?

Мы провели это рассуждение только с одной целью. В условиях вооруженной борьбы мы имеем дело с подобным рассуждением. Если страна вынуждена защищаться от агрессора, то те же вопросы стоят перед руководителем обороны.

Он должен установить:

  1. момент времени, когда при отсутствии каких-либо мер должно наступить военное поражение социального организма;
  2. причину, которая предопределяет наступление этого момента.

В этом рассуждении мы хотели подчеркнуть тот способ, которым фиксируется цель вооруженной борьбы. Этот способ состоит в том, что всегда существует:

  1. момент времени, называемый «датой исхода борьбы»;
  2. этот исход может быть одним из двух: «победа» или «поражение».

Какие бы решения ни принимались, в каком бы месте и на каком бы уровне они ни принимались – их влияние на «момент времени» указанного исхода борьбы может быть только двоякое: либо они «приближают» момент поражения противника, либо они «отодвигают» момент поражения противника. Основной задачей теории, если таковая будет разработана, является ответ на вопрос: «Как именно повлияет принятое решение на перемещение ожидаемой даты исхода борьбы?».

История военного искусства показывает, что момент поражения может быть зафиксирован документально: эта фиксация осуществляется в тот момент, когда подписывается документ, называемый «актом капитуляции». По отношению к этому «событию», как точно определенной цели, все остальные «цели» ведут себя как «средства».

Проведенное выше рассуждение было ориентировано на выделение сразу двух принципов, которые являются одним принципом современной военной стратегии. У Клаузевица они фиксировались так:

  1. цель;
  2. единство командования.

Изложенное выше показывает, что здесь есть только один принцип: единство (единственность) цели. Выделение этого принципа как основы всей возможной теории вызвано обыденным словоупотреблением. Слово «цель» используется в военном деле для обозначения весьма различных вещей – от поражения огневой точки, до результата отдельной военной операции. Мы видим, что достижение цели войны может потребовать уничтожения отдельных огневых точек противника, но из уничтожения отдельных огневых точек противника такое понятие как цель войны не выводится. Разработка многочисленных «математических моделей» с их множеством «целей» создает иллюзию наличия математической теории ведения войны. Эта иллюзия наличия «математических моделей» сразу же рассеивается, если авторов этих моделей спрашивают о влиянии тех или иных решений на исход войны. Полная теория военного искусства должна давать возможность оценивать любое решение по его влиянию на исход вооруженной борьбы. Лишить противника возможности оценивать влияние принимаемых им решений на исход вооруженной борьбы – это означает дать ему шанс принимать решения, которые приближают момент его поражения. Именно в этом и состоит сущность систем оружия, которые мы отнесли к четвертому классу. Любые действия, которые приводят к утрате единства цели или к утрате единства командования, могут рассматриваться как действия в рамках использования системы оружия указанного класса. Неявным выражением этого же принципа является предписание Лиддел Гарта: «Никогда не забывайте о цели, когда вы приводите свой план в соответствие с изменившейся обстановкой. Имейте в виду, что вашей цели вы можете достигнуть различными путями, но следите за тем, чтобы захват каждого промежуточного объекта приближал вас к намеченной цели».

Автор: П.Г.Кузнецов, источник - sfera-razuma.ru

    

    
Рейтинг@Mail.ru

Общественный многофункциональный инфраструктурный деловой проект экосоциума ОМИДПЭ "Великий Исток"