Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписка на рассылку 

 

Фамилия, имя


Email


Телефон



Политика конфиденциальности



Информационные партнеры:

Федеральная газета Российские новостиФедеральная газета Российские новости

Отзывы о проекте 

 
Правительство Тверской областиПравительство Тверской области
Город Вышний ВолочекГород Вышний Волочек
Вышневолоцкий район Тверской обаластиВышневолоцкий район Тверской обаласти
Московская Палата РемеселМосковская Палата Ремесел
 
 
логотип проекта Великий Истоклоготип проекта Великий Исток  Великий Исток  
  официальный сайт  - velistok.ru  

Лилия Демина: "Великий Исток" на Тюменской земле

Опубликовано 13.01.2017

Лилия Демина - декан факультета музыки, театра и хореографии ТГИК, руководитель Тюменской рабочей группы народного проекта Великий ИстокЛилия Демина - декан факультета музыки, театра и хореографии ТГИК, руководитель Тюменской рабочей группы народного проекта Великий Исток13.01.2017 года создана Тюменская рабочая группа народного проекта "Великий Исток". Группу возглавила Демина Лилия Васильевна, декан факультета музыки, театра и хореографии Тюменского государственного института культуры (ТГИК), доктор культурологии, доцент, член-корреспондент РАЕ, заслуженный деятель искусств и образования РАЕ, руководитель фольклерного ансамбля "Росстань".

В настоящее время Тюменская рабочая группа народного проекта "Великий Исток" насчитывает 12 человек, среди них научные сотрудники, работники искусства и образования, руководители фольклорных коллективов, руководители культурных Центров и Домов культуры.

Родилась Лилия Васильевна 7 февраля в г. Тюмени. Училась в Тюменском училище искусств по классу аккордеона. В 1982 г. поступила в Ленинградский институт культуры имени Крупской. 

После окончания института работала в детской студии ДК «Строитель» и преподавала в Тюменском училище искусств. Организовала детский фольклорный ансамбль «Верея». 

В 1991 г. создала ансамбль «Росстань». Окончила аспирантуру Уральской государственной консерватории. В 2012 г. защитила докторскую диссертацию по теме: «Феномен песенной культуры русского населения Среднего Зауралья». 

Вся трудовая биография Лилии Васильевны проходит в различных учреждениях культуры и творческих объединениях, чья деятельность так или иначе связана с сохранением и изучением обрядовых традиций. 

У Лилии Васильевны много друзей и сподвижников. Она пользуется уважением в семье, среди родственников, воспитывает дочь Анну.

С самого начала творческой деятельности Лилия Демина мыслила крупно, во вселенском масштабе, стараясь захватить широко и поспеть везде: и в созданном ею фольклорном центре, и в ансамбле «Верея», и на фольклорном отделении в колледже искусств (она его  и организовала). 

В это же время преподавала в училище искусств на оркестровом отделении. И могла бы на всю жизнь остаться хорошим преподавателем. Но… Она не просто преподавала, она жила в народном творчестве.

Карьерный рост

Бывшие коллеги из комитета по делам национальностей Тюменской области, где она курировала национально-культурные общественные объединения, с восхищением вспоминают:

«С невероятной скоростью при ней внедрялись в жизнь проекты комитета. Она работала над совершенствованием программ конкурсов-фестивалей, сбором текстовых материалов, редактированием научно-методического и репертуарно-информационного альманаха «Национальные культуры региона».

Постепенно круг ее обязанностей во всех отраслях расширялся. Так Лилия Васильевна прошла путь до директора института музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

Обрядовая культура является базисом, основой традиции данной местности. Изучая обряды, можем сравнивать себя с другими, знать, куда мы пришли. Крепкими районами в плане сохранения традиций можно назвать Упоровский и Исетский, своеобразие их обрядовой культуры идет от большого количества проживающих на этой территории староверов. А там, где живут переселенцы 30–40-х годов, песен практически не осталось, только советская лирика.

В творческой работе она ценила и ценит в первую очередь профессионализм и ответственность. Потому уделяет особое внимание повышению квалификации кадров, понимая, что от их профессионального уровня во многом зависит состояние искусствоведения сегодня и его развитие завтра.

В институте проводится бесчисленное количество форумов, конкурсов, фестивалей, концертов. Проекты, возглавляемые Лилией Васильевной, актуальные вчера, имеют большую ценность и сегодня. Это фестивали национальных культур, обрядовые праздники, театрализованные шествия, парады и многое другое.

Важнейшие черты ее личности: надежность, верность раз  и навсегда избранной профессии.

От первого лица

– Лилия Васильевна, возглавляя институт музыки, театра и хореографии академии культуры, искусств и социальных технологий, какие главные цели вы преследуете?

– Качественная подготовка творческих кадров в сфере культуры, формирование и развитие культурных потребностей подрастающего поколения. Как этого достичь? Путем участия в многочисленных конкурсах и фестивалях, проводимых в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Салехард, Ноябрьск, Нижневартовск, Новый Уренгой. В Новом Уренгое, например, традиционно проводится фестиваль «Мы славяне, мы едины», на последние три меня приглашали в качестве председателя жюри.

– Цели достигаются? Вы гордитесь своими выпускниками?

– Сотни выпускников института, квалифицированных специалистов работают в различных учебных заведениях и учреждениях культуры Тюменской области, а также за ее пределами. Среди них преподаватели высших учебных заведений, школ искусств, руководители хореографических, хоровых, театральных, оркестровых коллективов Тюмени, Ноябрьска, Сургута, Новосибирска, Надыма, Губкинского, Кургана, Екатеринбурга, Москвы и других городов. Наши студенты – лауреаты престижных всероссийских и международных конкурсов, стипендиаты президента РФ, правительства РФ, губернатора Тюменской области. За выдающиеся заслуги в области культуры многие стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

– В 2013 году одной из важнейших задач в нашей области была разработка и внедрение механизма инновационной инфраструктуры. Применимы ли инновации в отношении культуры?

– В культуре существуют традиции, которые формировались веками. Они передаются из поколения в поколение. Но  с годами многие из них тоже видоизменяются, обновляются. Например, бабушка вязала крючком и постаралась передать дочери свою технологию вязания. Дочь переняла все способы, добавив собственные варианты. Внучка внесла свои и даже разработала методику обучения… Таким образом, новации в творчестве внедряются, но мягко, постепенно. Взять тот же песенный жанр, можно вспомнить колыбельные песни, на темы любви, измены, тюремные песни, ямщицкие, о встрече зимы, весны… Раньше пели практически все, песней выражали свои чувства. Сегодня поющих меньше и пение имеет другую окраску: поющий должен привлекать слушателя к сопереживанию, вовлекать в процесс. Это можно назвать новыми формами. Но  в целом ценности не утрачиваются, традиции вечны.

– В ряде вузов появились собственные технопарки. Возможно ли нечто подобное в академии культуры?

– Институт музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий имеет договоры с Белорусским университетом культуры, Везувианским институтом архео­логии (Италия), с вузами других городов России и зарубежья. Проводим огромное количество фестивалей и форумов. Наиболее известные «Нам воспевать Тюменский край», «Академия творческого успеха», «Тюменский звездопад», «К успеху через творчество». Вот это и есть наш «технопарк», на этой «культурной площадке» и оттачивается мастерство, нарабатываются новые технологии в музыкальном, хореографическом творчестве.

– Будучи главным специалистом областного комитета по делам национальностей, вы курировали крупные проекты. Назовите их.

– Это областные фестивали «Мост дружбы», «Радуга», «Благовест», сотрудничество с национальными общественными объединениями казачества, поляков, таджиков и других народов, проживающих на территории Тюменской области. И сейчас тесно сотрудничаем с северными городами и соседними областями. Дружим с ассоциацией чувашей «Таван», которая часто приглашает меня в качестве председателя жюри на конкурс «Чувашская красавица».

С ансамблем «Росстань» ежегодно выступаем на праздновании Дня области, Дня города Тюмени. Часто выезжаем в Москву и за рубеж. Фольклорный центр «Росстань» сумел объединить детские фольклорные и молодежные ансамбли школ города и области. Главными задачами центра стало сохранение и возрождение фольклорных традиций, привлечение молодого поколения к народному искусству, пропаганда песенной, инструментальной и танцевальной традиционной культуры региона.

Есть еще проект – «Традиционная культура Сибири», где планируется издать сочинения лучших народных коллективов. В фольклоре есть то, что необходимо осмысливать, анализировать и запускать в жизнь. Мне пришлось осваивать целину, изучая в экспедициях обрядовый и песенный фольклор Тюменского края. Собранный фольклорно-этнографический материал используем в учебном процессе, мастер-классах, семинарах для руководителей фольклорных ансамб­лей и преподавателей школ, колледжа и академии по проведению народных праздников. Выступаем с докладами на научно-практических конференциях, посвященных изучению локальных традиций России и сохранению народной культуры в Урало-Сибирском регионе.

– В удивительном и фантастическом мире искусства тот, кто обогащен знаниями прошлого – а вы упорно и много лет их постигаете и в обновленном виде возвращаете в настоящее – имеет конкурентное преимущество. Ваши креативные идеи успешно реализуются, а значит, творят прогресс. В связи с этим напоследок вопрос из серии «блица»: упорство – это положительная или отрицательная черта?

– Положительная, если на пользудела.

    

    
Рейтинг@Mail.ru

Общественный многофункциональный инфраструктурный деловой проект экосоциума ОМИДПЭ "Великий Исток"